Сегодня компьютерные технологии создают условия для более раннего, по сравнению со сверстниками, включения детей и подростков в социальную деятельность и то, что компьютер — это современное орудие труда и производства. Владея им, наши дети посредством Интернета могут участвовать в экономической, культурной, политической и даже научной жизни.

Благодаря компьютеризированной деятельности у них более активно формируются свойства человека-деятеля, что связано с очень высоким уровнем моделирования, планирования и контроля при «переводе» практической задачи на язык компьютерных технологий. Всё это способствует более раннему овладению социальными видами деятельности молодыми людьми, активно включёнными в компьютеризированную деятельность.

Привлекательность Интернета не только для взрослых, но и детей в том, что на данный момент это — уникальное средство коммуникации, дающее возможность пересылки текста (графики, звука, видео) в форме электронной почты, по типу обычных почтовых пересылок, форумов, досок объявлений, снабжённых поисковыми системами и дающими возможность организовать общение в режиме реального времени сразу с несколькими собеседниками. Поэтому не случайно более половины школьников, отвечая на вопрос о своих интересах и увлечениях, упоминают Интернет практически наравне с занятиями спортом, прогулками и общением с друзьями.

Опросы детей показывают, что они знают сеть зачастую лучше родителей и большинство из них заходит в неё самостоятельно. Больше половины опрошенных родителей искренне верят в то, что их ребёнок делает это исключительно для выполнения домашних заданий.

Не хотелось бы разочаровывать пап и мам, но образовательный аспект у детей не всегда находится на первом плане. Это подтверждают анонимные опросы подростков. На поставленный вопрос: «Что я делаю в Интернете?» большинство из них на первое место поставило возможность «скачать» или послушать музыку, воспользоваться электронной почтой, развлечься, пообщаться и завести новых знакомых.

Но увлечение Интернетом не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Зачастую родители даже не догадываются о том, сколько времени проводит их ребёнок во всемирной паутине и какие сайты посещает. А ведь бесконтрольный доступ порождает множество проблем, связанных с нарушением физического и психического здоровья детей. Прежде всего становится заметным нарушение осанки и зрения. Причина — в статичной искривлённой позе и мерцании экрана.

Глядя на него, ребёнок напрягается, вытягивает шею вперёд, откидывает голову назад, чтобы разглядеть объект, расположенный прямо перед ним. Это усиливает прогиб шейного отдела позвоночника, вызывает напряжение мышц основания головы и шеи, что ограничивает кровоток в сосудах шеи и нормальное кровоснабжение головы. В результате — частые головные боли, боли в шее, руках и кистях.

Следует помнить, что чрезмерная нагрузка на плечи и возникновение в следствие этого напряжения мышц плеча может привести к сутулости и сколиозу, что всё более часто отмечается медиками при обследовании школьников.

Большую озабоченность вызывает Интернет-зависимость, которая возникает у пользователя, когда он проводит в виртуальной реальности иногда до 18 часов в день. Это психическое состояние, во многом схожее с результатом воздействия наркотиков на человеческий организм, глубоко изучается учёными многих стран мира.

Прежде всего важно понять, почему дети стремятся уйти от реальности с помощью Интернета и изменить своё психическое состояние, достигнув большего комфорта в настоящий момент и отложить свои реальные проблемы «на потом». Внутренние процессы практически схожи с возникновением зависимости от алкоголя, наркотиков, азартных игр, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгшейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности.

Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Этот путь наименьшего сопротивления создаёт у пользователя субъективное впечатление, что можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций. Если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок сокращается до полугода, и четверть пользователей попадает в неё.

Внимательные родители вполне могут уловить грань перехода от обычной работы на компьютере до появления симптомов зависимости. Это заметно, т.к. ребёнок входит в Интернет чаще в плохом настроении. При этом, если его вынуждают раньше обычного закончить, у него возникает чувство подавленности. Ребёнок начинает скрывать от окружающих, сколько времени на самом деле он проводит в Интернете и что там делает.

Не только родители, но и он сам начинают замечать, что эта зависимость мешает учёбе, затрудняет общение с людьми. Обращает на себя внимание и постепенная деградация личности, ведь информация выдаётся без всяких усилий. Не надо вспоминать алфавит, рыться в энциклопедиях, спрашивать друзей — за всех уже подумали. Если большинство перечисленных симптомов заметно подтверждаются, то родителям необходимо серьёзно задуматься о том, как помочь своему ребёнку.

Следует помнить, что резкие запреты, ограничения в пользовании Интернетом не дают реальных результатов, а зачастую приводят к повышению агрессивности и  отстранённости от родителей. Родителям не нужно полагаться только на свои наблюдения, а при возникновении подозрений прибегнуть к помощи психологов, которые могут провести первичное обследование. Дополнительные медицинские осмотры могут подтвердить аффективные расстройства в виде депрессий, выявить нарушение режима и качества сна, зарегистрировать боли в спине и синдром карпального канала.

Только на уровне семьи со всеми проблемами Интернет-зависимости справиться достаточно трудно. Необходимо совместное усилие учителей, воспитателей, социальных психологов, общественных организаций по проведению профилактической работы с детьми.

Обращаясь к родителям, хотелось бы отметить, что привлекая ваше внимание к проблеме Интернет-зависимости, возникает мысль о том, что развитие цивилизации сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и порождает новые проблемы, отказ от решения которых может привести к непоправимым последствиям для психического здоровья подрастающего поколения.